УРОКИ.РУ



НАШИ ДРУЗЬЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК

вернуться назад

    БОНЧ-БРУЕВИЧ "Ленин и дети"

      КОТ ВАСЬКА


     -- А у тебя есть кот? -- спросил  Владимир Ильич мою дочку Лелю,  гуляя по саду нашей дачи, куда он приехал к нам погостить и отдохнуть.
     -- Есть! Васька. Мы его зовем Василий Иванович... А вот он! -- ответила Леля,  показывая  на большого черного кота, важно, не спеша  выходившего  из кухни.
     Он был почти весь черный, с белым галстуком под шейкой; лапки его  тоже были  белые,  словно туфельки,  и самый  кончик хвоста тоже  был  белый, как пушинка.
     -- Какой  важный  кот!  -- воскликнул  Владимир Ильич. --  И, вероятно, большой лентяй.
     -- Что вы, Владимир Ильич, -- заступилась Леля за своего любимца, -- он прекрасно ловит мышей.
     --  Ну, это его прямая  обязанность...  Посмотрим,  умеет ли он  фокусы показывать.
     И  Владимир  Ильич быстро взял кота на руки,  пощекотал его под шейкой, почесал между ушами, погладил его...  Васька  был очень  доволен:  сейчас же стал нежно кусать  Владимира  Ильича  за палец  и, лежа  на спине,  старался отбиваться задними лапками.
     -- Ишь ты какой игрун! А  ну-ка, посмотрим,  как ты умеешь  прыгать! -- сказал Владимир Ильич.  Он спустил кота на землю и сейчас же подставил перед ним руки колесом: -- Прыгай! Прыгай!.. Васька, Васенька, прыгай...
     Кот  растерялся.  А  Владимир  Ильич подводил руки все  ближе и ближе к мордочке Василия Ивановича.
     -- Ну, прыгай! -- И он тихонько подтолкнул кота сзади и тотчас же опять подставил перед ним руки колесом, соединенные в пальцах.
     Кот нехотя приподнялся, сгорбился  и, словно делая одолжение,  мягко  и неловко  прыгнул  и перескочил через руки  Владимира Ильича.  Владимир Ильич сейчас же вновь  подставил руки, Васенька охотней и  быстрей перепрыгнул еще раз.  А  руки  кольцом  опять  были перед  ним. Кот прыгал все чаще  и чаще, быстрее и  быстрее  и  наконец  перепрыгнул  очень  ловко,  распушил  хвост, пустился со всех ног к дому, залез под крыльцо и оттуда хитро выглядывал...
     -- Ах ты плут, ах ты разбойник!  -- говорил Владимир Ильич. -- Надоело! Удрал!..  Молодчина!  Хорошо прыгнул!  Ученым  будешь...  Леля,  дай-ка  ему молочка. Он вполне заслужил хороший завтрак.
     Леля побежала на кухню.  Принесла  блюдце  тепленького молочка с  белым хлебом и поставила его около крыльца.
     Кот огляделся, вышел из-под крыльца и, мурлыча, принялся за еду.
     --  Молодец, Васька! --  хвалил его Владимир Ильич.--  Мы  еще с  тобой научимся прыгать через стул.




      ОБЩЕСТВО ЧИСТЫХ ТАРЕЛОК

     Все расселись вокруг стола на  террасе. За столом  было трое детей: две девочки  и мальчик. Они  подвязали салфетки и тихо сидели, ожидая,  когда им подадут суп. Владимир  Ильич посматривал на них и тихонько разговаривал. Вот подали  суп. Дети ели  плохо, почти весь  суп остался в  тарелках.  Владимир Ильич посмотрел неодобрительно, но ничего не сказал.  Подали  второе. Та  же история: опять почти все осталось на тарелках.
     --  А  вы  состоите  членами  общества  чистых  тарелок?-- вдруг громко спросил Владимир Ильич, обра­щаясь  к  девочке Наде,  которая сидела рядом с ним.
     -- Нет,  -- тихонько  ответила Надя и растерянно посмотрела  на  других детей.
     -- А ты? А ты? -- обратился он к мальчику и девочке.
     -- Нет, мы не состоим, -- ответили дети.
     -- Как же это вы? Почему так запоздали?
     --  Мы  не  знали,  мы  ничего не  знали об этом  обществе! -- торопясь говорили дети.
     -- Напрасно. Это очень жаль! Оно давно уж суще­ствует.
     -- А мы не знали!..-- разочарованно сказала Надя.
     --  Впрочем,  вы  не  годитесь для этого  общества.  Вас  все равно  не примут,-- серьезно сказал Владимир Ильич.
     -- Почему? Почему не примут? -- наперебой спрашивали дети.
     -- Как "почему"? А какие у  вас  тарелки?  Посмотрите! Как же вас могут принять, когда вы на тарелках все оставляете?
     -- Мы сейчас доедим! -- И дети стали доедать все, что у них осталось на тарелках.
     -- Ну, разве что вы исправитесь, тогда попробовать можно. Там и  значки выдают тем, у кого тарелки всегда чистые, -- продолжал Владимир Ильич.
     --  И  значки!.. А  какие  значки?  -- расспрашивали  дети. --  Как  же поступить туда?
     -- Надо подать заявление.
     -- А кому?
     -- Мне.
     Дети  попросили  разрешения  встать  из-за  стола  и  побежали   писать заявление.
     Через некоторое время  они вернулись  на террасу и торжественно вручили бумагу Владимиру Ильичу.
     Владимир  Ильич  прочел, поправил  три ошибки и надписал в  углу: "Надо принять".

      НА ЕЛКЕ В ШКОЛЕ

     --  Хотите, Владимир Дмитриевич,  участвовать  в  детском празднике? -- спросил меня Владимир Ильич.
     -- Хочу, -- говорю.
     -- Ну так вот, доставайте где хотите пряников, конфет, хлеба, хлопушек, игрушек, и поедем завтра к  вечеру в школу Надю  навестить. Устроим детишкам праздник, а на расходы вот вам деньги.
     Девятнадцатый  год был  трудным,  голодным и холодным.  Шла гражданская война,  все,  что  могло,  правительство  отправляло  на  фронт.  В  городах продуктов  было  мало. Кое-как купили мы  в  складчину  все,  что нашли  для детишек,   и  отправили  в  школу,  чтобы  детвора  вместе  с  учительницами приготовила елку.
     На  следующий день,  как и  было  условлено,  Владимир  Ильич приехал в школу. В этой  школе, в Сокольниках, тогда отдыхала Надежда  Константиновна. Владимира Ильича уже ждали,  и, когда он вместе с Надеждой Константиновной и Марией Ильиничной сошел вниз, в  комнату,  где была устроена  елка,  детишки сразу окружили его.
     --  Во  что мы будем  играть?  --  спросила Владими­ра Ильича маленькая девочка. -- Давайте скорее!.. Ну, во что же?
     --  Сейчас давайте водить  хоровод  вокруг елки,--  предложил  Владимир Ильич.-- Петь будем, а потом в кошки-мышки...
     -- Согласны, согласны!  -- хлопая  в ладоши, закричала  девочка, и  все другие хором за ней.
     -- Согласны?  Ну так  что  же, за чем дело стало?..  Давай  руку!.. Ну, живей, присоединяйтесь!
     И мигом образовался большой круг детей и взрослых. Владимир Ильич пошел вокруг елки, и все за ним.
     -- Ну, запевай!  Что ж ты?.. -- обратился Владимир Ильич к той девочке, которая предложила играть, и та запела.
     Все  подхватили песню про елку и закружились вокруг нее. Владимир Ильич пел во весь голос.
     В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил.  Он раздобыл маленькие  электрические лампочки  и накануне,  поздно  вечером,  когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было конца.
     Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними.
     Дети забрасывали его вопросами, и он каждому успевал ответить. Он и сам задавал им вопросы, за­гадывал  загадки,  и только  приходилось  удивляться, откуда это он все  знает, все помнит. Дружный  смех  и  шутки звучали вокруг елки.
     -- Ну, а теперь  в  кошки-мышки!..  Что же вы? За­были?--  подзадоривал детишек Владимир Ильич.
     И снова образовался круг, и  снова Владимир Ильич среди детей... Играет он с увлечением, не про­пуская кота, защищая мышь. Ребята в восторге.
     После  игры  завязалась  беседа.  Дети  говорили  с  ним  просто,  и не чувствовалось никакого  стеснения. Он уже был для  них своим человеком.  Они отбили  его от  взрослых, потащили  с  собой пить чай и  наперебой  угощали, накладывали ему варенья и решительно все хотели что-нибудь для него сделать.
     А  он колол для них  грецкие орехи, наливал в блю­дечки чай  из горячих стаканов, подкладывал  сладо­стей и ласково следил  за всеми, точно  все они были его семьей.
     Владимир  Ильич очень любил детей, и детишки это чувствовали. Он быстро узнал их имена, и надо было удивляться, как он только не путал  их. С детьми ни­чего нельзя было поделать, они совсем завладели Вла­димиром Ильичем.
     После чая дети повели его в другие комнаты, за­явив, что у них там есть секрет. Дети  привели его в живой  уголок, показали галку с подбитым крылом, воробья,  потерявшего полхвоста в  битве с  кошкой, ужа, маленького  ежика и лягушку. Потом принесли рисунки, свой журнал.
     Владимир  Ильич углубился в их дела,  да так, как будто бы он всю жизнь только и делал, что занимался со школьниками. Наконец детям роздали подарки, и  мы должны  были  уезжать. Провожая нас, они просили приезжать к ним еще и еще. Владимир Ильич тепло простился со своими маленькими друзьями.  Праздник получился чудесный, и дети после него писали Влади­миру Ильичу письма, а он,
хотя был очень занят, всегда отвечал им.






ЛИТЕРАТУРА
МАТЕМАТИКА
ГЕОГРАФИЯ
БИОЛОГИЯ
ФИЗИКА
ХИМИЯ
АСТРОНОМИЯ
ИСТОРИЯ
ИНФОРМАТИКА
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
ЭКОНОМИКА
ЭКОЛОГИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ



Уроки.ру > Русская литература > Авторы 20 века > Бонч-Бруевич "Ленин и дети"
© Образовательный портал Уроки ру, 2006-2017.
Все права защищены.